Полная Биография

МИШИНА  РИММА АЛЕКСАНДРОВНА.  БИОГРАФИЯ

Римма Александровна Мишина (5 августа 1934, Сталинград – 13 мая 2013, Москва), в девичестве Карпова  —  режиссер-постановщик   с 1961 года   по 1997 год («Высшая категория» — 1978  год,  «Отличник Телевидения — 1976 год)  Главной  редакции детских и  юношеских программ Центрального Телевидения СССР  ( в 1990-х – ОРТ, Первого канала, телекомпании «Класс!»); автор и создатель Первого Телевизионного Международного Конкурса юных вокалистов и исполнителей популярной музыки «Веселые Нотки»  с  1972 года  по 1989 год  («Детского Интервидения»  — открытие журналиста  и дочери Р.А. Мишиной —  Е.Б.Кирилловой) и их продолжения – «На Балу у Золушки»  с 1990 года  1997 год, диктор Волгоградского телевидения (1958-1960 годы).

БИОГРАФИЯ

Римма Александровна Мишина (в девичестве – Карпова) родилась 5 августа 1934 года в Сталинграде в семье  служащего строительной корпорации Карпова Александра Васильевича  и  ювенального судьи (позже – экономиста-ревизора Волгоградской железной дороги) Панкратовой Марии Ивановны.  По линии Карповых (отца) – дворянские  корни  (в роду были воеводы) и купеческие (торговля  лошадьми). По линии  Панкратовых (матери) – крепкий казачий род. Панкратовы пришли   в Нижнее Поволжье из Запорожской Сечи и купили землю  рядом с Царицыном (название города Волгограда в ХIX веке ) в селе Орловка Волгоградской области (именно там  покоится прах:  бабушки  – Марии Васильевны и дедушки – Ивана Родионовича  Панкратовых, прививших  Римме Карповой уважение к  вере  и  передавших ей   свою любовь к Богу: Иван Родионович хотел монахом стать и дошел до Нового Афона, а Мария Васильевна водила Римму по воскресениям на исповедь и причастие   в Храм   Архангела Михаила в  селе Орловка).

Римма Карпова родилась в одаренной музыкальной семье: ее отец  Александр Васильевич   Карпов играл на пяти музыкальных инструментах, а мама  Мария Ивановна Панкратова прекрасно пела, ей прочили вокальную карьеру. Панкратовы любили петь  многоголосием. Римма  выросла в атмосфере народных казачьих песен, любовь к которым пронесла через всю свою жизнь. Она  имела сильный  красивый голос и владела техникой многоголосного пения, взять терцию  любой, даже незнакомой мелодии, ей ничего не стоило.

 

1941-1945 годы

В шесть лет  столкнулась с ужасами  войны, прошла эвакуацию,  вернулась в  родной,  разрушенный до основания  Сталинград. До войны ее родители  хорошо зарабатывали, имели  частный двухэтажный дом  с витражами, содержали прислугу, но прямое попадание бомбы не оставило от него  и следа. Была и стерто и  родовое село Орловка с Храмом Архангела Михаила.   После  Великой Отечественной Войны  Детство было тяжелым, как и у всех детей военного и послевоенного времени. Семья жила в Сталинграде  в районе Бекетовки. Рима Карпова училась в школе № 25  вместе с А.Н. Пахмутовой и кинорежиссером Элемом Климовым. До конца дней   своих  каждый год  Р.А.Мишина со слезами встречала праздник Великой Победы и относилась к нему со священным благоговением.

В 1947 году в 13 лет, побывав на новогодней елке, Римма Карпова  купила книгу «Петр Первый» и подписала: «Книга куплена на новогодней елке. Елка прошла плохо». Видимо, уже тогда в Римме  формировалась личность,  которая со  всей долей  ответственности давала оценку  происходящему.

 

 

1951-1956 годы  

С  золотой медалью  оканчивает  известную  общеобразовательную школу  (для девочек)  в центре  Сталинграда № 9 (теперь – Гимназия № 3). Ровесница  известного кинорежиссера Элема Климова (судьба сталкивает во второй раз), который учился в школе № 8 (для мальчиков) неподалеку.  «Чайльд -Гарольд»  (так назвали Э.Климова  — со слов Р.А.Мишиной)  был частым гостем на  совместных  школьных балах двух школ. Сразу же  по окончании школы —  поступает  в   крупнейший в России  Государственный  Сталинградский  индустриально-педагогический Институт  имени А.С. Серафимовича (ныне  Государственный социально-педагогический Университет)  на историко-филологический факультет, давший широкое образование и  сформировавший колоссальный кругозор.

1958 год стал судьбоносным. Телевидение ворвалось в жизнь навсегда

На последнем курсе Педагогического Института по просьбе ректора Римма Карпова  вместе с подругой  отправилась на конкурс дикторов только создававшегося Волгоградского телевидения («Уже шли новости» — со слов Р.А.Мишиной).  Участвовать в конкурсе не собиралась и пошла за компанию с подругой. Ее заметил в коридоре (Римма натаскивала других, разучивала стихи и давала советы)  заместитель  директора  Волгоградского телевидения Рахгендлер  и попросил  пройти конкурс (точнее, взял за руку, открыл дверь и повел за собой). В результате,  из огромного числа желающих – Римма Карпова вошла в  тройку лидеров  и одержала  окончательную победу в финале. Когда ее попросили улыбнуться, — вся комиссия замерла! Улыбка решила судьбу! Или Судьба вооружилась улыбкой?! Увидев телевизионную технику (первые  телевизоры — КВН, свет,  необычную атмосферу) —  Римма  Карпова влюбилась в телевидение  бесповоротно и навсегда.

1958-1959 годы

Работает диктором Волгоградского телевидения, читает новости, проводит  концерты, ведет  передачи (сатирический журнал «Пеленгатор» вместе с диктором Б.Степановым),  объявляет художественные фильмы  (особенно часто —  картину  «Неподдающиеся», которую без конца показывали в конце 1950-х). Римму Карпову называют «Диной Дурбин», сравнивая ее обаяние и улыбку с известной американской кинозвездой, фильмы которой были в то время популярны в СССР.

Но  работа диктором  быстро надоедает,  и Римма Карпова просит Галину Михайловну Ковалеву (Директора Волгоградского телевидения) перевести ее в ассистенты режиссера, сама  осваивает  режиссерский пульт (приходит на работу к восьми  часам утра каждый день). Через полтора года  уходит с элитной, престижной, приносящей популярность и деньги,  работы  диктора:  уходит из кадра —  за кадр навсегда!   Масштаб  личности требует большего. На должности ассистента режиссера за пол года становится  новатором, изобретая  живой фон (проекцию живого изображения)  в студии во время съемок телевизионного спектакля «Под часами ровно семь» (по пьесе  Арбузова «Иркутская история»)  в сцене  диалога главных героев у реки Ангара, за что получает  благодарность руководства  Сталинградской  (Волгоградской) студии, запись в трудовой книжке  и денежную премию. Осваивает ПТС (передвижную телевизионную станцию), работает на выездных концертах, спектаклях, всевозможных  мероприятиях, осваивает работу режиссера в прямом эфире, учится сводить  изображение с нескольких камер. Так что  на Центральном Телевидении в Москве Римма Карпова появляется,  уже имея  успешный опыт работы.

Во время  непродолжительной, но насыщенной работы на Сталинградском (Волгоградском)  телевидении, общается  с  множеством людей, стоявших, как и Римма Карпова (Мишина), у истоков создания телевидения в Волгограде: директором Г.М. Ковалевой (жили рядом на улице Продольной, Римма Карпова жила на Продольной -59), заместителем директора – Рахгендлером,  главным художником – Экстремом, оператором-постановщиком (главным оператором) Николаем Богачевым,  режиссером Г.В.Васильевым, оператором Александром Чечиковым,  диктором Борисом Степановым и  диктором Тамарой Козловой, спортивным комментатором Виктором Глезером, главным инженером Сергеем Богачевым и другими.

1960 год

Выходит замуж за  инженера-конструктора Мишина Бориса Анатольевича – тогда  руководителя Бюро коммуникаций  авиационного завода «Салют» в Москве, ставшего позже заместителем Главного Конструктора, занимавшегося разработкой и производством  авиационных двигателей к знаменитым самолетам серии Су завода «Салют» ( теперь  — «НПЦ газотурбостроения „Салют“) – крупнейшего в России предприятия по  разработке и производству  авиационных двигателей к военным самолетам.

Уезжает в Москву.

1961 -1964 годы. По распоряжению  Председателя Гостелерадио СССР  Кафтанова С.В.   направлена   на работу  на Центральное  Телевидение в литературно-драматическую редакцию. Но  Главный редактор Детско-юношеской  редакции  В.И.Федотова, с которой познакомилась,  попросила  пойти работать к ней.  Так  Римма Мишина  начала свою биографию на телевидении в Москве в  Детской редакции и прослужила ей  40 лет.

1965-1970 годы

Во время работы на ЦТ СССР  поступает  во  ВГИК на экспериментальный  режиссерский курс, в Мастерскую Леонида  Михайловича Кристи  (Кафедра документального кино) и единственная на курсе  с отличием защищает диплом  картиной Творческого объединения «Экран»  «Лицо камня», которая хранится  в  Телерадиофонде (филиале ВГТРК).  Своим учителем считала и режиссера игрового кино  Станислава Ростоцкого, который поставил  «отлично» за дипломную работу во ВГИКе  и  режиссера документального кино  Виктора Лисаковича, который также высоко оценил  созданный ею первый фильм. Фильм  «Лицо камня» много лет крутили  в кинотеатрах  России  перед показом игровых картин, он пользовался популярностью, съемки проходили в залах Эрмитажа (Малахитовом зале) и на Урале.  Камень Римме Мишиной  удалось  оживить, погрузиться в тайну земли и   собственной души (фильм  Лицо камня»  1970  года хранится в Телерадиофонде, филиале ВГТРК).

 

Режиссер-постановщик  передач Детской редакции ЦТ СССР. 

Созданы портреты выдающихся людей советской эпохи в цикле «Встреча юнкоров  телестудии «Орленок»»:  летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза   В.И. Севастьянова,  космонавта, дважды Героя Советского Союзе   Н. Н. Рукавишникова, летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союзе  Г. Т. Берегового, и летчика-испытателя  М.Попович, знаменитого исследователя  Арктики, дважды Героя Советского Союза  И.Д.Папанина, за что председатель Гостелерадио СССР   С.Г.Лапин лично благодарил  Римму Мишину – автора сценария и режиссера.

В 1967 году Римма Карповой выпала честь создать «Летопись полувека. Год 1951»

«Летопись полувека» — грандиозный телевизионный эпос еще совсем молодого советского телевидения, бесценное сокровище нашей кинодокументалистики. Это цикл документально-хроникальных передач, в котором впервые, год за годом, прослеживались «этапы большого пути» великой страны и великого народа за пятьдесят лет. Год 1951 стал годом американской агрессии в Корее, 150-летия Кировского завода, сдачи новых станций метро на Кольцевой линии, начала освоения пустыни Каракумы, строительства Каховской ГЭС и Цимлянского гидроузла, открытия памятника М.Горькому в Москве, 175-летия Большого театра, III Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине (хранится в Телерадиофонде – филиале ВГТРК)

 

 

1968 год. Присвоена Первая режиссерская категория.

1971 год – знаковый в судьбе Р.А.Мишиной: ею был  придуман, а затем  создан на ЦТ СССР (в Концертной студии «Останкино») новый телевизионный формат мирового класса.  На стол Главному редактору Детской редакции Центрального Телевидения  СССР   В.С.Крючкову,  автором и режиссером-постановщиком   Р.А.Мишиной,   была положена концепция нового цикла — Конкурса юных вокалистов «Веселые Нотки», который должен был объединить поющих детей всего СССР.

Концепция  «Веселых Ноток»  одобрена и прията  Главным редактором В.С. Крючковым. Риммой Мишиной  создается   15-минутный  пилотный  выпуск «Веселых Ноток», который стал выходить регулярно и  завоевал популярность среди детей.  Письма стали приходить  мешками из разных городов России и СССР.

Создает первый  детский  мюзикл  в СССР – «Наш друг Буратино» на музыку А.Рыбникова с первым составом ансамбля «Мзиури». Фильм продан в сто с лишним стран.

1972 – 1989 годы.

В 1972 году Римма Мишина вместе с  Детской  редакцией  ЦТ СССР  дают  старт   Конкурсу «Веселые Нотки» (час в эфире) — «Детскому  Интервидению»  советских времен (открытие дочери Р.А.Мишиной – президента   Фонда имени Риммы Мишиной Е.Б.Кирилловой), опередив на  пять лет  —  взрослое Интервидение и на целых 30 лет Детское Евровидение, созданное Европейским вещательным союзом лишь в  2003 году.  Первыми Ведущими «Веселых Ноток» стали Светлана Жильцова и Владимир Ухин, затем их сменили:  ведущая Лариса Вербицкая и  певец и композитор Игорь Демарин.

Риммой Мишиной создаются  фильмы: о  писателе Льве  Кассиле (в семейном архиве Мишиных  хранится фотография с автографом Л.Кассиля) и Расуле Гамзатове (есть личный автограф Р.Гамзатова), В.Шукшине (телевизионный дебют писателя), о художественном руководителе театра кукол С. Образцове, балерине Большого театра Надежде Павловой.  Поставлен одноименный фильм по одному  из сложнейших и актуальных на все времена  произведению Льва Кассиля «Кандуит и Швамбрания», за что Р.А.Мишина  награждается  красным  дипломом  от Министерства Кинематографии.

Начинает  новый цикл Центрального Телевидения «Телевизионный театр»,  ставит множество  телевизионных  спектаклей (в том числе, детских на разных языках: «Звездная радуга» — на русском, «Лиса и птички» — на грузинском, «Белый олень» — на якутском и др.)  с  известными артистами: Ю.Яковлевым, А.Кузнецовым, Г.Сайфулиным, Е.Киндиновым, В.Гостюхтным (первая роль  на ТВ — матрос Железняк), Алиной Покровской и др.  (телевизионная постановка спектакля «Ее друзья» — первая роль Алины Покровской, «Город на заре», «Городок в степи» и др. спектаклей).

Из цикловых телевизионных передач этого периода, помимо Первого Телевизионного Международного Конкурса юных вокалистов   и исполнителей популярной музыки «Веселые Нотки», ставшего «визитной карточкой» Р.А.Мишиной, — особенно яркими  становятся:

«Поэзия и жизнь», «Образ» — образовательные, литературные программы;

«Творчество юных» —  программы, посвященные  отдельным музыкальным коллективам и солистам из СССР, выполненные в  декорациях из народных  орнаментов и композиций;

«Музыканты о музыке», где своими мыслями о композиторах делились, будучи еще студентами, ставшими знаменитыми музыкантами,: Михаил Плетнев, Николай Луганский, Евгений Кисин, Александр Мельников, Станислав Бунин (внук Г.Нейгауза), Наталья Корсакова и другие (записи хранятся в  Телерадиофонде, филиале ВГТРК);

«Здравствуй, музыка!» — образовательная  программа о выдающихся  русских и зарубежных композиторах, народной музыке (одни из первых передач посвящены  Надежде  Бабкиной и ансамблю «Русская песня»; ансамблю народной музыки п/у Дмитрий Покровского, сестрам Скриде  и латышким народным песням и др.  известным народным коллективам и исполнителям);

«Взрослые и дети»  — детская музыкально-юмористическая программа. Ведущие: Леон Измайлов и Ангелина Вовк

«Музыкальный клуб» — музыкальные,  образовательные

Серия, специально подготовленных  по заказу ЦТ СССР, красочных  часовых музыкально-постановочных студийных записей и концертов, отражающие  дух  времени  и  счастливые лица детей, с участием известных хоровых  и  танцевальных коллективов Москвы и  России                                                               (режиссер-постановщик – Римма Мишина):

«За мечтой своей идем», «Улыбки мая»  (хореографический ансамбль «Школьные годы»);                        «Счастливое детство» (Ансамбль песни и танца им. В.С.Локтева Московского городского Дворца пионеров и школьников);                                                                                                                                                               «Чтобы солнышко светило» (народный детский ансамбль танца «Калинка»);                                                                                                                                                          «На улице мира»  (Танцы народов мира и танцы народов СССР в исполнении воспитанников школы-студии при Государственном академическом ансамбле народного танца СССР, художественный руководитель Игорь Моисеев.);

Вместе весело шагать», «Все, что сердцу дорого»,  «Земля Детей»,  «Мир красотой спасется»;                                               «Хоровод дружбы», «Эстафета в красном галстуке»  (фильм, посвященный 60-летию Всесоюзной пионерской организации);                                                                                                                                           «Зимние узоры», «Зимняя фантазия», «Маленький концерт», «Сказки Нового Года». (Все записи хранятся в Телерадиофонде  — филиале ВГТРК).

В  качестве автора сценария и режиссера-постановщика, проводит  первые международные  полуторачасовые телевизионные мосты  Детской редакции ЦТ СССР на  сложные образовательные музыкальные темы:

«Телемост Москва — Варшава. Мы любим музыку Шопена»                                                                                 Хранится  в Телерадиофонде, филиале ВГТРК.

Произведения Фридерика Шопена в исполнении учащихся школ Москвы и Варшавы. Ведущие передачи — профессор Московской государственной консерватории Т.А.Курышева и музыковед Г.Михальский. В передаче принимают участие профессор Московской консерватории М.Воскресенский и пианист Е.Погорельский (Польша);

«Телемост Москва — Варшава. От Прокофьева к современности»                                                                            Хранится  в Телерадиофонде, филиале ВГТРК.                                                          

Телемост с участием композитора Э.Денисова, молодых художников из Московского художественного училища, лауреата международных конкурсов А.Мельникова, балерины Г.Крапивиной, ребят из музыкального объединения «Про-симфоника» г.Познань, Польша, квартета фаготов. Включен фрагмент фильма-балета «Ромео и Джульетта» с участие Г.Улановой и Ю.Жданова. Телемост ведут искусствовед Т.Курышева и музыкальный критик З.Павлицкий;

 «Телемост Москва — Ленинград, посвященный творчеству П.И.Чайковского»                         

Произведения П.И.Чайковского в исполнении учеников ЦМШ при Московской государственной консерватории Е.Константиниди и С.Соколова, студентов Московской консерватории Е.Бектешевой и Л.Лазаревой, пианистов В.Крайнева, П.Осетинской, М.Плетнева, С.Тарасова.

Приводит  на Центральное  Телевидение,  предлагает первые  роли Ведущих различных программ,  концертов и  развлекательных  шоу, — ставшим  в дальнейшем  звездами, медийными лицами: Юрию Николаеву, Леониду  Якубовичу, Екатерине  Стриженовой, Ларисе Вербицкой, Игорю Демарину, Андрею Билю  и др. А также приглашает  в  свои программы уже известных дикторов ЦТ СССР: Светлану Жильцову,  Владимира Ухина, Ангелину Вовк, Татьяну Судец и др.;  артистов, поэтов, певцов и композиторов: Г. Карнович-Валуа, В. Стржельчика, Е.Капиляна,  Э.Марцевича, А.Ромашина, Ю.Соломина, Г.Тараторкина, В.Шалевича, А. Голобородько, А.Пахмутову, М.Минкова, Е.Крылатова,  Э.Ханка,  Е.Камбурову, Л.Рубальскую, Л.Квинт, И.Грибулину и др.

1976  год – присвоен знак «Отличник Телевидения»

1978 год –  присвоена «Высшая режиссерская категория»

1964, 1972, 1981 награждена Почетными Грамотами Госкомитета по Телевидени и радиовещанию

1990-е годы

 Римма Мишина  продолжает Конкурс «Веселые Нотки» в новом формате – создает яркое постановочное детское шоу «На Балу у Золушки»  по всей России с финалом в Концертной Студии «Останкино», выезжает в командировки на отборочные туры по странам Европы и США, приглашает  вокалистов из-за рубежа принять участие в качестве гостей в программу «На Балу у Золушки».  Ведущим становится Андрей Биль. Создает первые детские музыкальные клипы.

1997  — 2002 годы

Уход с телевидения из телекомпании «Класс!» (Детская редакция переходит частной негосударственной компании). До 2002 года Римма Мишина работает  на телевидении внештатно вместе с композитором  и продюсером  Ю. Вережниковым.

Имеет награды и премии  Гостелерадио СССР

В Телерадиофонде (филиале ВГТРК) хранится  более  150 наименований фильмов и телевизионных программ, созданных Риммой Мишиной  с качестве Режиссера-постановщика и автора сценария.

2002 год и далее.. Дело Риммы Мишиной живет

Дело Риммы Мишиной продолжают ее дети: собирают и анализируют  видео-материалы и  публикации в СМИ, записывают интервью с теми, кто знал Р.А.Мишину  и работал с  ней. В 2018 году создают Фонд имени Риммы Мишиной: Фонд поддержки юных вокалистов в мире имени Риммы Мишиной и продвижения идей автора и создателя Первого Телевизионного Конкурса юных вокалистов и исполнителей популярной музыки «ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ»